Я иду по ковру Печать

Ковер – такой знакомый, но и такой загадочный – это изделие для покрытия пола, украшения стен (как правило, многоцветное, узорчатое) из шерстяной, шелковой пряжи, обычно с ворсом.

В России ковры изготавливают подмосковные Люберцы. В Азии — Китай, Иран, Ирак, Афганистан, Азербайджан, Турция, Индия. В Африке — Тунис. В Европе — Франция, Бельгия, Германия. Важно, что большая часть европейских и российских ковров сделана в заводских условиях, азиатские же изделия в основном отличаются ручной работой.

Хронологически ковры можно объединить по трем периодам: антиквариат (по восемнадцатый век включительно), старина (девятнадцатый век) и современность (ковры, изготовляемые до сих пор).

По своей природе все существующие ковры делятся на ворсовые и безворсовые. Безворсовые, в свою очередь, бывают, главным образом, двух типов: килимы и сумахи. Эти разновидности безворсовых ковров появились в начале V в. н. э.

Килим — безворсовый ковер ручной работы, не имеющий технической, то есть изнаночной, стороны. Уточная нить цветная, в результате чего покрытие получается двусторонним. Орнамент образован с помощью узлов, заметных при внимательном осмотре. Килим можно не только стелить на пол, но и использовать как скатерть, покрывало, драпировку. Отсутствие ворса позволяет ставить на него тяжелую мебель без ущерба для поверхности. Килимы, как правило, очень легкие и просто чистятся. Изготавливаются только вручную, что делает их уникальными и весьма дорогими.

Другой вид безворсовых ковров — сумахи. В них цветная, образующая орнамент нить обматывается вокруг основы в виде косички, конец которой выводится на изнанку. В результате сумахи, как правило, имеют лицевую и техническую стороны.

Ворсовые ковры сегодня наиболее популярны. Мягкий, переливчатый ворс образуется из выпущенных наружу концов связанных в узелки нитей. Их либо подстригают, либо оставляют нетронутыми. Современное машинное ковроткачество использует новейшие компьютерные технологии и даже может воспроизводить ручную работу, имитируя рукотворную неровность орнамента.

Отдельно стоит упомянуть о «скульптурных» коврах, появившихся с развитием машинного производства. Благодаря специальной стрижке ворса, их поверхность может приобретать рельефную форму. Иногда, правда, «скульптурные» ковры создаются вручную, причем высота ворса может составлять 10—15 см.

Основным и самым лучшим материалом для ковров является натуральная овечья шерсть.

Одним из лучших сортов считается шерсть «Газни», выстригаемая с грудки полугодовалого афганского барашка. В последнее время лидером в ковроткачестве стала новозеландская шерсть, экологически чистая, тонкая, прочная, белая и мягкая на ощупь. Правильно промытый ковер не пахнет овчиной, почти не линяет и надолго сохраняет шелковистость и мягкость.

Синтетические ковры по ряду характеристик уступают натуральным. В то же время они имеют и определенные преимущества: легко чистятся, меньше весят, дешевле стоят. Количество используемых синтетических материалов довольно велико: суприм, вискоза, терклон, полиамид и т. д. Среди производителей синтетических ковров одно из ведущих мест принадлежит Бельгии, эти изделия особенно широко представлены на российском рынке.

Красители делятся на натуральные и химические. Натуральные бывают животного происхождения или минеральные (например, пурпур, добываемый из морских моллюсков). Эксплуатационные качества натуральных красителей довольно высоки: они не выгорают на солнце и отличаются естественным, благородным цветом.

Среди химических красителей долгое время господствовали анилины, изобретенные в 1847 году. Сегодня они постепенно вытесняются полимерными и синтетическими, которые не нуждаются в закреплении и не линяют. Третье поколение красителей — хромовые. По свойствам они практически неотличимы от натуральных, но не такие сочные по цвету.

Рисунок — одно из важнейших качеств любого ковра. На Востоке основным изображением был и является орнамент. Солярные знаки — простые круги, круги с лучами и стилизованные звезды — символизируют процветание; спираль обозначает воду, оазис; символом воды являются и стилизованные изображения утки; рога подразумевают барана — героя мифов многих народов.

В европейских стилизациях в духе ампира или рококо использовался цветочный узор или детализированный рисунок. Восточные техники появились в Европе в XVII-XVIII веках, после чего постоянно видоизменялись. В коврах нашли свое отражение барокко, ампир, рококо, классицизм, модерн. В наши дни на поверхность изделий переводятся уже иные стили и направления — актуальные сегодня хай-тек, пуризм, кантри, сафари.

Популярен энергичный красный цвет. Можно остановиться и на менее радикальных вариантах — по-прежнему модны этнические пастельно-льняные тона.

Массовое производство сегодня часто копирует редкие авторские и старинные образцы. Поэтому модные и одновременно доступные по ценам решения могут быть представлены полушерстяными и синтетическими коврами.

Советы потребителю

Плотность. Еще с XIX века признаком качества ковра принято считать высокую плотность. Чтобы сосчитать плотность, на изнаночной стороне ковра отмерьте квадратный дециметр и в нем сосчитайте по рядам все узелки. Слишком высокий показатель плотности может в некоторых случаях стать причиной гибели изделия — если его неумело свернуть, ковер треснет на сгибах, и спасти его вряд ли удастся.

Стиль. В минималистский интерьер очень неплохо впишется ковер, имитирующий циновку. Его простая фактура и натуральные цвета точно соответствуют многим модернистским стилям. А если вы поклонник тепла и уюта и больше всего цените мягкость во всех смыслах слова, вам подойдут ворсовые шерстяные и полушерстяные изделия. Например, иранские, пакистанские или индийские, с традиционными орнаментами и расцветками. Такие «исторически выдержанные» ковры хороши в интерьерах классического типа.

Хранение. Все ковры боятся сырости, кипятка, солнца и моли. Неприятностей можно избежать, если тщательно и быстро просушивать изделия после влажной чистки и не раскладывать их под прямыми солнечными лучами. Если ковер хранится в замкнутом пространстве (например, в шкафу), 2-3 раза в год перетряхивайте его, применяйте средства защиты от моли.

Чистка. Это дело весьма ответственное. Так что, если вы счастливый обладатель средневекового килима, лучше обратитесь к специалистам.

Если же вы владеете дорогим ковром современной работы, можете почистить его сами. Здесь уместен способ чистки снегом. Расстелите ковер на свежем снегу, присыпьте им поверхность. Затем прометите щеткой в разных направлениях, сбрасывая загрязнившийся снег и заменяя его свежим. Если снега под рукой не оказалось, надо чистить ковер нейтральной холодной водой, начиная с уголка. Летом выбивайте и просушивайте изделие на солнце лицевой стороной внутрь, предохраняя от выгорания.

Можно иногда насыпать на поверхность мелкую влажную поваренную соль (она хорошо вбирает пыль). Потом ее удобно удалить пылесосом. Но не следует злоупотреблять этим, поскольку при чистке ковра с лицевой стороны велика вероятность травмировать ворс. Обычную чистку пылесосом лучше производить с изнанки, где, кстати, любит селиться моль.

Для основательной чистки ковра существует несколько способов. Шерстяные изделия хорошо мыть в соленой воде с добавлением нашатырного спирта. Закончив процедуру, ковер вешают на веревку и ополаскивают из лейки водой с уксусной эссенцией (чайная ложка на 5 л воды). Если на поверхности есть жирные пятна, их надо вывести до общей чистки при помощи теплой воды и нашатыря (раствор 1:1). Пеньковые, джутовые и другие нешерстяные изделия мыть не следует, поскольку велика опасность того, что они полиняют. Их лучше чистить пылесосом, вытряхивать или выбивать. Пятна с поверхностей всех видов ковров выводят бензином.

Реставрация. Если в ковре есть небольшие дыры, допустима легкая реставрация изделия с изнаночной стороны. Место разрыва можно продублировать холстом или бортовкой. Однако главный принцип любой реставрации, как и медицины, — не навреди! Не делайте ничего, что невозможно исправить…