Полноценно анализировать итоги развития светотехнического рынка в России в 2012 году невозможно без оценки данных предыдущих лет. Именно 2010-2011 годы стали временем активного роста отечественного рынка светодиодных светильников.
Основной причиной стремительного развития рынка в этот период стало снижение стоимости светодиодных светильников и ламп. Более того, в 2011 году наметилась ценовая конкуренция между лидерами в области производства светодиодных светильников. Эта тенденция стала более выраженной в 2012 году.
Об итогах 2012
На данный момент уже нет сомнений в перспективности рынка светодиодного освещения: только за 2012 год за счет эффекта низкой базы рынок вырос в несколько раз. В соответствии с оценками экспертов, темпы роста рынка за 2012 год составили в номинальном исчислении около 80-90%, в денежном - порядка 70%. Около 40% на рынке светодиодных светильников занимают 4-5 отечественных компаний. Рост продаж компаний-лидеров в этой области составил от 20 до 50%. На сегодняшний день доля импорта составляет примерно треть объема производимой продукции, причем 10% этого числа - продукция ведущих брендов на светотехническом рынке, около 20-25% приходится на китайскую продукцию, поступающую на российский рынок по демпинговым ценам. При этом низкие цены зачастую являются отражением низкого качества. Данное оборудование производится из китайских комплектующих и не обеспечивает должного теплоотвода. Низкое качество таких светильников ставит под сомнение качество светодиодных светильников в принципе. Следовательно, распространение такой продукции неизменно будет оказывать значительное влияние на развитие рынка.
Повышению спроса на светодиодные светильники в 2012 г. способствовали и некоторые факторы некоммерческого характера:
- поддержка светодиодных систем освещения на местном, федеральном, законодательном уровнях;
- программы по внедрению светодиодного освещения на уровне конкретных организаций;
- разработка ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, которые определяют технические требования к светодиодной продукции. Только за 2012 год в сфере светодиодной техники в силу вступило 10 ГОСТов, в 2013 году планируется ввести еще три. Работа над проектами новых ГОСТов продолжается.
Говоря о тенденциях, можно смело отметить, что:
- Доля импорта китайской продукции наиболее выражена в «коммерческих» сегментах - офисные и декоративные светильники, светодиодные лампы.
- Как только сегмент рынка переходит в коммерческую стадию, доля китайской продукции в этом сегменте стремительно возрастает.
- Сильный некоммерческий характер отечественного рынка, увеличение грамотности потребителей, во всяком случае, на уровне организаций (розничные покупатели будут отдавать предпочтение дешевой китайской продукции, по всей видимости, еще очень долго).
В 2012 году немало отечественных производителей заявили о разработке новых светотехнических решений, выпуске новых продуктов. Это в очередной раз доказывает, что отечественная светодиодная отрасль не стоит на месте, что российские производители могут составить достойную конкуренцию зарубежным компаниям, несмотря на молодость индустрии энергосберегающих технологий в России.
В 2012 году ряд лидеров в области производства светодиодных светильников объявили о разработке линеек уличных светодиодных светильников с первичной единичной оптикой, которая формирует нужную кривую силы света. Есть все основания полагать, что в 2013 году начнется активный рост продаж магистральных светодиодных светильников.
В 2012 году были анонсированы новые серии светодиодных светильников:
Сегодня часть крупных компаний светотехнического рынка уже осуществили сертификацию своей продукции на соответствие ISO 9001:2008, международному стандарту. Одной из них является компания «АтомСвет», продукция которой проходит сертификацию на соответствие европейским директивам CE.
Говоря о прогнозах на 2013 год, можно с уверенностью ожидать следующих изменений:
- Появление новых производителей, причем новички должны укрепить здоровую конкуренцию на российском рынке, способствовать формированию более качественных предложений.
- Основная доля продаж, как и в прошедшем году, придется на проектный сегмент.
- Тенденция роста продаж светодиодных светильников станет одним из основных факторов развития отечественного рынка вплоть до 2016 года. Данная тенденция будет обусловлена необходимостью модернизации российского парка в секторах промышленности, уличного освещения, коммунального хозяйства, транспорта, жилого сектора, административных учреждений.
- Рост рынка будет продиктован инвестиционными программами крупных компаний.
Предоставлено компанией АтомСвет светодиодное освещение