Интерьер, структура пространства, объемная форма - важные понятия архитектуры. Современный принцип архитектуры меняет взаимоотношения этих понятий. Внешняя форма здания, закрывающая структуру этого здания, предстает перед зрителем как объемная форма — фасад. Задачи и средства организации внешней формы (архитектура здания) и внутреннего пространства (интерьер) очень разные. Организация процесса жизнедеятельности - важная задача при проектировании дизайна интерьера. Выделяют комплекс задач по организации интерьера, по его предметному наполнению в соединении с конкретной деятельностью. В интерьерном подходе ясно проявляется суть архитектуры, органическое единство внутреннего и внешнего, закрытого и открытого пространства. Восприятие интерьера человеком определено тем, что он видит все пространство одновременно. "Форма-оболочка" помещения окружает человека со всех сторон. В помещении обычно шесть или пять одновременно видимых поверхностей: пол, стены, потолок. Дизайн интерьера также учитывает то, что человек воспринимает помещение как закрытое пространство. При одинаковых параметрах закрытое пространство кажется несколько больше, чем такое же открытое. В закрытом пространстве сравнительной мерой величины помещения служит только человек, а на открытых площадках в сравнение вступают более крупные элементы - группы зданий, размеры улиц, природные просторы. Ощущение пространства помещения, интерьера, предполагает близость объектов наблюдения к человеку. В восприятие интерьера добавляются тактильные ощущения — соприкосновения с поверхностями и материалами. Также в дизайне интерьера учитывают движение по горизонтали, подъемы и спуски, смену направлений, звуки и шумы, запахи. Разнообразие впечатлений делает интерьер насыщенным, эмоциональным. При восприятии интерьера человеком возникает ощущение ограниченности пространства. У человека есть врожденная потребность быстро ориентироваться в помещении и воспринимать ясно организованную структуру, вселяющую чувство уверенности. Интерьерное пространство Интерьерное пространство имеет деление на планы - передний (ближний), промежуточный (средний) и задний (дальний). Пространственные планы всегда реальны, и их относительная глубина определяется расстояниями конкретного пространства от нескольких метров до сотен метров. В общем виде зрительная картина каждого плана интерьера обладает предметной содержательностью и насыщенностью. Порядок расположения планов в интерьерном пространстве можно обозначить: передний план — восприятие деталей интерьера, средний план - фрагменты интерьера, дальний план - общая форма интерьера. Зрение человека обычно фокусируется на одном из планов (на интересной детали) и остальные планы становятся фоновыми. Объектом внимания человека может быть предмет оборудования, рабочее место, рабочая зона. Все планы интерьерного пространства постепенно оказываются в постоянном обозрении человека. Взор возвращается к ним, и интерес к интерьеру выражается в количестве возвратов. На этом основании выявляют роль и значение пространственных планов в формировании разных типов интерьеров.
|