Что такое офис open space и каковы его преимущества?
Офис open space вы не спутаете ни с каким другим: минимальное количество мебели и несущих перегородок, высокие потолки, максимум свободного пространства. Действительно ли подобная конфигурация способствует повышению эффективности или является обычной данью моде?
По убеждению президента группы компаний NAYADA Дмитрия Черепкова, такое решение является основным инструментом улучшения функционирования компании. При этом важно правильно обустроить такой офис, чтобы работать в нем было удобно.
Как появились open space
Идея офисов open space основана на том, что все специалисты, в том числе руководители, располагаются в общем помещении и вместе работают над проектами. Это символ воплощения американской мечты, игнорирующей все условности и стирающей границы между статусами. На первом плане — равные возможности сотрудников и общекомандный дух.
В России «открытые» офисы начали появляться с середины 90-х годов XX века. В числе первых были помещения англоязычной газеты The Moscow Times и компании транснационального типа Mars. Через два десятилетия «открытые пространства» появились практически везде.
Мировой опыт показал: помещение open space является идеальным для функционирования предприятий, занимающихся творческой работой. К ним относятся рекламные агентства, дизайнерские фирмы и редакции СМИ.
Открытое пространство vs личное пространство
Сотрудники некрупных или средних российских компаний, которые пробовали поработать в условиях open space, считают их не очень удачным местом для постоянной деятельности. Основная причина — отсутствие достаточного личного пространства и невозможность полностью сосредоточиться из-за шума и иных помех.
Специалисты NAYADA уверены в том, что для комфортной работы в таких помещениях необходимо по-особому организовать пространство. Важно правильно расставить мебель, установить нужное количество перегородок, предусмотреть качественную звукоизоляцию. При этом для каждого из сотрудников следует оборудовать индивидуальные рабочие места. Кроме того, необходимо создать пространство для отдыха с пуфиками и диванами, а также малые, средние или большие помещения для проведения переговоров.
Грамотная расстановка мебели
Перед привлечением к проекту дизайнеров специалисты NAYADA изучают внутриколлективные связи, графики работы и схемы взаимодействия людей.
Для директора компании выбирается такое рабочее место, с которого он мог бы видеть подчиненных. Стол руководителя должен выделяться индивидуальной формой, большим размером или контрастным цветом. Он должен размещаться на определенном отдалении от столов сотрудников. В некоторых случаях кабинет руководителя отделяют прозрачные раздвижные перегородки или некоторое возвышение. Выбор конкретной модели перегородки зависит от особенностей деятельности заказчика, а также размеров офисных помещений.
Установка перегородок и организация звукоизоляции
Перед расстановкой предметов мебели следует уделить особое внимание внешней звукоизоляция офиса. С этой целью устанавливаются стеклопакеты с тройным остеклением, защищающие от шумов громкостью до 37 дБ.
Любой успешный «открытый» офис должен иметь как минимум одну полностью изолированную комнату для проведения переговоров. Более крупным фирмам следует позаботиться о наличии нескольких переговорных, которые могут быть при желании быстро объединены в общую. Для этого в помещении устанавливаются разнообразные виды перегородок раздвижного типа. Расположенные в объединенных переговорных предметы мебели должны сочетаться по стилю.
NAYADA предлагает несколько оригинальных решений
1. Полупрозрачные перегородки для переговорных в виде матированных кубов. Они декорированы разноцветными и прозрачными полосами, которые подчеркнут коммуникативную активность фирмы, символизируя при этом полную открытость для клиентов.
2. Почти непрозрачные перегородки с нанесенными на стекло рисунками или фотографиями. Например, это может быть даже карта России, на которой обозначены места расположения офисов фирмы.
Таким образом, в любом офисе современной российской коммерческой компании можно создать не только динамичное, но и элегантное, яркое пространство.
Размещение сотрудников
Во время планировки расположения сотрудников в офисе открытого типа также нельзя обойтись без применения перегородок, которые устанавливаются между столами. К наиболее удобным из них относятся непрозрачные ширмы, оклеенные изнутри поглощающим звук материалом (15-47 дБ). Можно заказать популярные сегодня бенч-системы мобильного типа, которые используются для четырехместных рабочих столов сотрудников.
При желании между столами можно установить следующие виды перегородок:
- стационарного образца;
- цельностеклянные;
- трансформируемые перегородки;
- комбинируемые;
- глухие перегородки, которые выступают над столами работников (в пределах 120-150 см).
Проект современного офисного помещения должен быть создан с учетом существующей корпоративной культуры. Он обязан отражать особенности компании и занимаемую ею позицию в соответствующей сфере деятельности.
Офисные проекты такого рода все чаще позволяют предприятиям попадать на страницы СМИ. Ярким примером является гамбургский офис Google, каждый из этажей которого был выполнен в индивидуальном стиле. Например, один из этажей был оформлен в транспортном стиле. В результате офисы и залы для переговоров стали похожи на вагоны метрополитена. Второй этаж был оформлен дизайнерами в стиле морского пляжа, а третий стал походить на настоящий бассейн, вместо воды наполненный кубиками из неопластика.
Выбор мебели
Отличительная черта офисов открытого типа — минимальное количество мебели. При этом шкафы должны быть умело замаскированными и похожими на межкомнатные перегородки. В таком случае они не будут занимать много места и позволят создать ощущение свободного пространства.
Форма и дизайн рабочих столов могут быть различными. Специалисты NAYADA при создании «открытых» офисов предлагают заказчикам самостоятельно выбирать цвет и внешний вид столов и каждого из стульев.
Организация освещения
В оформлении «открытого» офиса немаловажную роль играет освещение. Необходимо продумать, какое сочетание отраженного и прямо падающего цвета будет оптимальным. Исходя из опыта NAYADA, наиболее удачным оказывается следующий вариант: на рабочих местах используется регулируемое освещение, которое дополняется общим освещением офиса. Такой подход позволяет снизить утомляемость сотрудников и обеспечить им комфортные условия для работы.
Как показывает практика, трехкомпонентная система оказывается лучшим вариантом. Непрямое общее освещение должно сочетаться с индивидуальным, которое предусмотрено для рабочего места. Кроме того, в открытых зонах и коридорах применяются потолочные светильники.
Наличие коммуникаций
При планировке размещения сотрудников в офисе необходимо уделять пристальное внимание вопросам, связанным с налаживанием межличностных отношений. Организация открытого пространства эту задачу упрощает. Продуктивному общению способствуют зоны отдыха и кухни. На их территории работники имеют возможность пообщаться, приготовить для себя чашечку чая или кофе и просто расслабиться.
Проведенные группой NAYADA исследования показывают, что оформление офиса в стиле open space позволяет в 2 раза увеличить объем неформального общения. При этом в 2 раза сокращается время проведения рабочих совещаний. В результате люди получают намного больше возможностей для продуктивной и качественной работы на благо своей компании.