Эмоции человека при восприятии интерьера зависят от воздействия на него пространственной формы, ясности или сложности геометрических фигур в интерьере и композиции. Пересечение ограждающих поверхностей образует контуры и силуэты, читаемые при восприятии в первую очередь. В пространстве помещения должны быть закреплены основные узлы — угловые опоры, балки, перила. Через движение линий возникает ощущение движения (динамики) интерьера помещения. Психологические характеристики простейших фигур и линий давно известны. Прямая вертикаль кажется человеку наделенной активной силой стремления ввысь, выражающей тенденцию роста. Горизонталь кажется пассивной, слабой. Диагональное, наклонное направление преодолевает пассивность. Кривые линии больше выражают движение, чем прямые или дугообразные части окружности. Параболические линии выражают особую красоту и силу. Прямая линия выражает ускорение на ровных участках и замедление на закруглениях. Разное впечатление производят на человека геометрические фигуры в интерьере. Треугольник - острый и колючий. Круг - ровный, гладкий. Квадрат - четкий, прямой, статичный. Круг, сфера в древности символизировали единство, вселенную, мир, солнце, жизнь. Квадрат символизировал покой, вечность, силу, власть. Абстрактная символика достаточно распространена в архитектуре. В современной архитектуре добавилось символическое изображение форм природного мира. В интерьере отражается идея ландшафта: например, долина, окруженная склонами виноградников. Движение формы вверх, вглубь, вширь или статичность формы вызывают ассоциации, связанные с врожденными особенностями человека. Стремление формы вверх, отдаление потолка, обилие воздуха над головой рождают чувство облегчения, свободы, простора. Низкий потолок давит нависшей тяжестью, создает ощущение тесноты, тревоги, беспокойства. В этих случаях важна форма покрытия - плоская, сводчатая, провисающая, наклонная. Многообразие возможных решений пространственной формы основывается на бесконечности сочетаний геометрических фигур.
|